Translate:


Контакты

   Тех. потдержка award.nwo@mail.ru

   Администратор r-risk@yandex.ru



    +7 (926)220-56-03 +7 (925)327-60-11


   Московская область, Люберецкий район, Коренево, Лесная, 32

   

Реклама

Зоотовары, цены, ссылки, адреса Питомец.ru - Домашние животные онлайн, объявления продажа щенков и котят, животные в картинках. Полная информация о наших питомцах ОХРАННЫЕ СОБАКИ, кавказская и среднеазиатская овчарка, БАЗА ДАННЫХ

ветеринарная клиника форумы о животных Мир животных


Главная  →  Информация  →   →  Общая дрессировка служебных собак

Общая дрессировка служебных собак

 

Общая дрессировка служебных собак

Общие положения.

Дрессировка собак - сложный и кропотливый труд, основанный на хорошем знании, умении, требующий настойчивости и терпения.

Каждый дрессировщик с первого дня работы с собакой должен знать и строго соблюдать основные правила дрессировки собаки. Вначале глубоко изучить научные основы (теорию) дрессировки собак. К работе с собакой относиться со знанием дела, осмысленно выполнять все действия по приучению собаки к той или иной работе. К каждому приему, упражнению приступать только после предварительной личной подготовки к нему.

Дрессировщик должен знать особенности поведения своей собаки и применять такие раздражители, которые обеспечивают безотказность и заинтересованность ее в работе. Соблюдать строгую последовательность выработки навыков у собаки. Условия дрессировки усложнять постепенно по принципу: от простого к сложному, от легкого к трудному.

Исключительно важное значение в дрессировке собак имеет умение дрессировщика контролировать свои действия, вовремя замечать ошибки в своих действиях и умело их устранять. Ошибки, допускаемые дрессировщиком, снижают качество подготовки собак, иногда воспитывают у них нежелательные для службы условные рефлексы.

Каждое занятие должно проходить по плану, разработанному с учетом особенности поведения собаки. Работой молодых дрессировщиков с собаками обязательно должен руководить инструктор, обладающий достаточным опытом обучения специалистов и дрессировки служебных собак.

В первый период дрессировки нужно чаще пользоваться лакомством, в последующем применять его реже, заменяя поглаживанием и восклицанием "Хорошо!".

Лакомство давать левой рукой, небольшими порциями.

При дрессировке собаки большое значение имеет умение дрессировщика правильно пользоваться коротким и длинным поводками. Поэтому с первых дней работы с собакой этому элементу надо уделить самое серьезное внимание.

Заниматься с собакой целесообразно два раза в день - утром и вечером, желательно до кормления. Продолжительность занятий следует увеличивать постепенно.

1. Значение общей дрессировки в подготовке служебных собак

Курс подготовки служебных собак состоит из двух частей: общей дрессировки и специальной дрессировки.

Начинается дрессировка у собаки отдельных дисциплинарных навыков, а в последующем проводится, как правило, параллельно по выработке дисциплинарных и специальных навыков.

В процессе общей дрессировки закладываются основы для дальнейшей подготовки собак к специальной службе, вырабатывается общее послушание, дисциплина поведения, совершенствуется контакт дрессировщика с собакой. Дрессировщик приобретает навыки управлять собакой командами, жестами и поводком, а также изучает особенности поведения своей собаки.

2. Установление правильного взаимоотношения (контакта) дрессировщика с собакой

Хороший контакт дрессировщика с собакой является одним из главных условий успешной дрессировки и применения собаки на службе.

Установление контакта есть не что иное, как выработка у собаки условных рефлексов на голос, внешний вид, особенности движений дрессировщика и присущий ему индивидуальный запах. Все это обеспечивает доверие, а в дальнейшем и привязанность собаки к дрессировщику.

Во время приучения собаки к дрессировщику основными безусловными раздражителями является пища, лакомство. Большое значение имеют также прогулки с собакой и правильный, регулярный уход за ней (чистка, купание и др.).

При закреплении собаки за дрессировщиком последний должен знать кличку, год рождения, выяснить характерные особенности поведения, отношение к посторонним лицам. Соответственно полученным сведениям следует наметить способ первого подхода к собаке.

3. Методика установления контакта

Быстрота установления правильного взаимоотношения дрессировщика с собакой во многом зависит от подхода к ней в первый раз, т. е. от первого знакомства. Поэтому надо быть смелым, но осторожным ко всяким неожиданностям в поведении собаки. Рекомендуется избегать чрезмерно ласкового, а также грубого обращения с собакой.

4. Способы первоначального подхода к собаке

Первый способ. Подходя к собаке, следует назвать ее кличку и дать лакомство. Если собака сразу берет лакомство, проявляя при этом признаки доверчивого отношения, надо приласкать ее и затем вывести на прогулку, имея при себе поводок. Лучше подойти к собаке без хозяина, за которым она была закреплена раньше.

Второй способ. Хозяин выводит собаку на прогулку. В это время дрессировщик подходит сзади, незаметно для собаки принимает поводок (на злобной собаке должен быть • намордник) и продолжает ее выгуливание, а хозяин уходит. Выгуливая собаку, не стесняя ее движений (в пределах поводка), дрессировщик изредка называет ее кличку и дает ей лакомство.

К злобной собаке должен быть иной подход. Лучшим способом преодоления ее агрессивности является постоянное подкармливание. Как только собака начинает проявлять доверчивое отношение, следует смело взять ее за поводок и вывести на прогулку.

Таким образом, с первого подхода к собаке дрессировщик начинает устанавливать контакт. Для установления правильных взаимоотношений дрессировщика с собакой нужно соблюдать следующие условия:

- кормить собаку лично самому, не доверяя никому;

- систематически выводить ее на прогулки;

- правильно ухаживать за ней;

- с началом дрессировки правильно выполнять приемы и упражнения.

В процессе ухода, кормления собаки и регулярных занятий с ней усиливается привязанность собаки к новому человеку и постепенно исчезают недоверие и настороженность к нему.

Первоначально установленный контакт еще недостаточно прочен. Дальнейшее укрепление контакта происходит в процессе дрессировки, особенно специальной (при развитии злобы, следовой работе и др.).

5. Показатели хорошего контакта

Характерными показателями хорошего контакта дрессировщика с собакой являются следующие признаки:

- при подходе дрессировщика к кабине собака прыгает на сетку, визжит, ласкается;

- после ухода дрессировщика - следит за ним, прыгает на сетку, лает, т. е. стремится следовать за ним, по первой команде подходит к нему, когда же дрессировщик прячется за каким-нибудь местным предметом, активно ищет его;

- собака не проявляет признаков трусости при повышении интонации голоса дрессировщика.

При установлении контакта дрессировщика с собакой возможны следующие ошибки:

- грубое, невыдержанное обращение с собакой (резкие рывки поводком, неуместные удары прутом, окрики), вызывающие проявление у нее оборонительной реакции в пассивной и активной формах;

- излишне ласковое обращение с ней, частая и неуместная игра и т. п., выводящие собаку из подчинения;

- робкое, боязливое и нерешительное обращение с собакой, вызывающее у нее недоверие и настороженность. Общий курс дрессировки для кавказских овчарок снят, но некоторые элементы из ОКД нужны для управления собакой и обучения караульной

Важные элементы из общего курса дрессировки для управления собакой

1. Приучение собаки к переходу в свободное состояние

Во время занятий и при использовании собаки на службе необходимо периодически предоставлять ей отдых, давать возможность свободно погулять. Поэтому собака должна быть приучена к переходу в свободное состояние из любого положения по команде или жесту дрессировщика.

Условные раздражители: команда "Гуляй!" и жест -выбрасывание правой (левой) руки снизу вверх на высоту плеча в сторону движения.

Безусловными раздражителями являются раздражители, возникающие внутри организма собаки (утомление нервной и мышечной системы, переполнение мочевого пузыря, прямой кишки и др.), вызывающее у нее проявление сложного безусловного рефлекса "свободы".

Приучение собаки к переходу в свободное состояние начинается с первых дней общения с собакой.

Методика и техника дрессировки

Условные рефлексы на команду и жест вырабатываются параллельно (одновременно).

Первоначальные упражнения отрабатываются в облегченных условиях. Дрессировщик пристегивает длинный поводок к ошейнику, подает команду "Гуляй!" одобряющим голосом, одновременно выбрасывает правую (левую) руку в сторону движения. При этом, играя с собакой, пробегает 5-10 м, называя кличку собаки и повторяя команды "Гуляй!", "Хорошо!".

Движения дрессировщика должны быть энергичными. Сделав небольшую пробежку, необходимо предоставить собаке возможность свободно погулять на длинном поводке, после чего подозвать ее, дать лакомство и снова повторить упражнение.

При отработке "свободного состояния" необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- во время прогулки собака должна быть действительно в свободном состоянии, поэтому не следует оставлять на ней парфоса, кроме исключительных случаев, так как он стесняет движение собаки;

- нельзя допускать громких выкриков команды и ненужных рывков;

- первоначальное выгуливание следует проводить лишь на длинном поводке, а когда у собаки будет хорошо выработан навык подхода к дрессировщику и навык прекращения нежелательных действий по команде "Фу!", можно перейти к выгуливанию без поводка;

- при выгуливании собака всегда должна быть в поле зрения дрессировщика.

Когда собака по команде "Гуляй!" и жесту быстро переходит в свободное состояние, следует перейти к отработке усложненных упражнений. Если в первое время собаку выгуливали часто, то в последующем время между прогулками следует постепенно увеличивать, с тем, чтобы приучить собаку к длительной напряженной работе без перехода (отдыха).

По мере выработки навыка необходимо практиковать предоставление собаке свободного состояния отдельно по команде и отдельно по жесту. Собаку переводить в свободное состояние с различных положений.

Задача заключительного периода дрессировки - в закреплении навыков нахождения собаки в свободном состоянии в сложных условиях окружающей среды.

С этой целью выгуливание производится с постепенным приближением к отвлекающим раздражителям, необходимо учитывать особенности собаки. Собаку, сильно реагирующую на отвлекающие раздражители, следует приближать к ним особенно осторожно. В таких случаях поводок нужно взять покороче, чтобы собака не отходила далеко от дрессировщика.

Одновременно с приучением собаки к безразличному отношению к отвлекающим раздражителям нужно отрабатывать выгуливание без поводка.

Навык считается выработанным, когда собака по команде "Гуляй!" или жесту быстро переходит в свободное состояние при любых условиях окружающей среды и не отходит от дрессировщика дальше чем на 30 м.

Возможные ошибки:

1. Пуск собаки на свободное состояние при надетом строгом ошейнике (парфос беспокоит собаку, не дает ей свободно отдыхать).

2. Ненужные рывки поводком во время выгуливания.

3. Произнесение команды очень громко.

2. Подзыв собаки к дрессировщику

Собака в любое время, с любого положения и расстояния по команде дрессировщика должна подойти к нему. Это дисциплинирует собаку, вырабатывает у нее внимание к дрессировщику.

Условные раздражители: команда "Ко мне!" и жест -резкое опускание левой руки, предварительно поднятой в сторону на уровне плеча.

Безусловные раздражители: лакомство, легкое подтягивание собаки поводком и поглаживание. Навык вырабатывается на пищевой и пассивно-оборонительной реакциях, начиная с первых дней занятий.

Методика и техника дрессировки

Этот навык можно вырабатывать двумя методами - вкусопоощрительным и контрастным.

Прежде всего нужно выработать у собаки условный рефлекс - подходить к дрессировщику по команде "Ко мне!" из свободного состояния.

Дрессировщик, выгуливая собаку на длинном поводке, называет ее кличку и громко, поощряюще подает команду "Ко мне!", показывая кусочек мяса. С целью побуждения собаки к быстрому движению двигаете спиной вперед от собаки, повторяя команду "Ко мне!".

Как только собака подойдет к дрессировщику, он дает ей лакомство и поглаживает, произнося "Хорошо!", "Ко мне!", "Хорошо!".

Если собака на команду "Ко мне!" и на показ лакомства не реагирует, дрессировщик подает команду и одновременно легким натягиванием поводка подводит собаку к себе, после чего дает лакомство, сопровождая восклицанием "Хорошо!".

При медленном и вялом подходе собаки рекомендуется убегать от нее, повторяя команду "Ко мне!" и показывая пищу; если нужно, подтянуть поводок.

С целью выработки внимания у собаки дрессировщику рекомендуется прятаться от нее за различными укрытиями (куст, дерево, яма, бугор и т. д.) в момент отхода и отвлечения собаки от него.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде "Ко мне!" быстро подбегает к дрессировщику из любого положения на расстоянии длинного поводка.

Следующая задача заключается в выработке условного рефлекса на жест и закреплении рефлекса на команду и жест до навыка с вводом различных усложнений.

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест отрабатывается так. Собака находится в свободном состоянии на длинном поводке. Дрессировщик, назвав собаку по кличке, обращает ее внимание на себя. Затем подает жест левой рукой, произнося команду "Ко мне!", и, если нужно, подкрепляет безусловным раздражителем (показом лакомства или подтягиванием поводка). Как только собака подбежит, дает лакомство.

Условный рефлекс на жест лучше вырабатывать при подзыве собаки из положения посадки и укладки. В этом случае собака внимательнее следит за сигналами дрессировщика и лучше их воспринимает. Для этого, посадив или уложив собаку, дрессировщик отходит от нее на 5-6 шагов, подает жест, затем команду "Ко мне!". Как только собака подбежит, дрессировщик дает лакомство, повторяя команды: "Ко мне!", "Ко мне!".

Параллельно с выработкой условного рефлекса на жест усложняются действия собаки при подходе к дрессировщику. Подход собаки заканчивается посадкой у левой ноги дрессировщика.

Для этого дрессировщик, назвав кличку собаки, подает жест и команду "Ко мне!". Когда собака подойдет на один шаг от него, дрессировщик левой рукой берет поводок в 15-20 см от ошейника и, наклонив корпус вперед, вытянутой левой рукой с помощью поводка заставляет собаку принять правильное положение у левой ноги, т. е. такое положение, которое должно приниматься собакой по команде "Рядом!". В момент направления собаки произносится знакомая для нее команда "Рядом!". После принятия правильного положения собака поощряется поглаживанием и дачей лакомства. В дальнейшем добиваются самостоятельной посадки собаки у левой ноги дрессировщика, для чего применяется команда "Сидеть!" и соответствующие безусловные раздражители.

Упражнения усложняются также путем увеличения расстояния подзыва собаки более чем на длину поводка. Подзывы производятся отдельно на жест и отдельно на команду. Упражнения отрабатываются в различную погоду и в разное время суток.

По мере закрепления безотказности подхода собаки к дрессировщику увеличивается расстояние между ними и усиливается влияние отвлекающих раздражителей.

Надо помнить о том, что команда "Ко мне!" и жест ни в коем случае не должны сопровождаться нанесением собаке болевых или других неприятных ощущений. Лучшим средством, обеспечивающим безотказность подхода собаки, является дача лакомства, поглаживание и игра с ней.

Навык подхода собаки к дрессировщику считается выработанным, когда собака при любых отвлекающих раздражителях, в любое время, с любого расстояния быстро подбегает и садится у левой ноги дрессировщика.

Наиболее часто допускаемые ошибки:

1. Чрезмерно частое произнесение клички собаки перед командой "Ко мне!", в результате чего у собаки возникают нежелательные связи: после произнесения клички собака без команды подбегает к дрессировщику или подходит к нему только после произнесения клички и команды.

2. Постоянное одновременное применение жеста команды, вырабатывающее у собаки условный рефлекс на комплекс раздражителей (команду и жест). В этом случае собака не будет подходить к дрессировщику, если команда или жест подаются отдельно.

3. Применение болевых раздражителей (рывки поводком), наказание собаки после подхода ее к дрессировщику, в результате чего собака начинает бояться дрессировщика, а иногда и не подходит к нему.

4. Систематический подзыв собаки к себе из положения посадки или укладки, в результате чего выдержка ее слабеет; собака часто срывается с места без команды.

3. Приучение собаки к движению рядом с дрессировщиком

Движение собаки возле дрессировщика - необходимое условие при передвижениях: на занятия, на службу, при конвоировании задержанных и др. Кроме того, у собаки вырабатывается дисциплинированность, наблюдательность.

Условные раздражители: команда "Рядом!" и жест -похлопывание кистью левой руки по бедру.

Безусловные раздражители: рывок поводком, поглаживание, лакомство.

Навык вырабатывается на пассивно-оборонительной и пищевой реакциях собаки.

Приучение собаки к движению рядом начинают, когда собака будет достаточно "привязана" к дрессировщику, приучена к кличке, ошейнику и поводку.

Методика и техника дрессировки

Навык вырабатывается в основном контрастным методом. Первоначальные занятия проводятся в облегченных условиях. Участок должен быть ровным.

Дрессировщик, взяв собаку на короткий поводок, ставит ее с левой стороны так, чтобы левая его нога была примерно посредине корпуса собаки. Такое положение дает возможность дрессировщику наблюдать за поведением собаки и облегчает управление ею во время движения.

Свободный конец поводка он надевает петлей на правую руку выше кисти, левой рукой берет поводок на расстоянии 20-30 см от ошейника и правой рукой перехватывает середину поводка. Начиная движение, дрессировщик произносит кличку собаки, подает команду "Рядом!" и делает рывок поводком вперед, заставляя собаку идти возле левой ноги.

На первых занятиях собака обычно отвлекается, отстает или забегает вперед и в стороны. В этих случаях дрессировщик подает команду "Рядом!" и делает рывок поводком.

Как только собака примет правильное положение у левой ноги дрессировщика, он произносит "Хорошо!" и дает лакомство, поглаживая собаку. Правильным положением собаки при движении рядом с дрессировщиком следует считать такое, когда отставание или забегание ее вперед не больше чем на полтуловища.

После выработки условного рефлекса на команду "Рядом!" переходят к отработке упражнений по выработке условного рефлекса на жест и усложняют условия дрессировки.

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест отрабатывается следующим образом. Поводок берется в правую руку, левая рука освобождается для жеста, но находится в готовности к своевременному рывку поводком. Дрессировщик, назвав собаку по кличке, делает 2-3 хлопка ладонью левой руки по бедру, а затем произносит команду "Рядом!" и делает рывок поводком.

При движении разными темпами, поворотах на месте и в движении жест подкрепляется командой и рывком поводка до тех пор, пока жест не станет условным раздражителем. В целях быстрейшей выработки и закреплении условного рефлекса на жест, рекомендуется жест подкреплять безусловным раздражителем (рывком поводка). Для этого произносится кличка собаки, подается жест, а затем производится рывок поводком без команды "Рядом!". Одновременно с упражнениями по выработке условного рефлекса на жест последовательно усложняются условия дрессировки:

- движение производится в различном темпе (быстро, медленно, бегом), делаются остановки и различные повороты в движении и на месте. При изменении темпа движения в поворотах команда "Рядом!" подается одновременно с совершаемым действием дрессировщика (поворотом) и сопровождается рывком поводка вперед, если поворот делается направо, и легким рывком назад, если поворот делается налево;

- занятия проводятся в различное время суток, при любой погоде и на различной местности;

- переходят к приучению собаки к движению рядом без поводка. Для этого на первых порах условия нужно облегчить, т. е. выбрать участок с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. Начиная движение, дрессировщик берет правой рукой свободный конец поводка так, чтобы остальная часть его была натянутой, и, совершая движение разными темпами, управляет собакой командой "Рядом!" или жестом. Если собака не выполняет команду, дрессировщик повторяет ее угрожающим тоном и производит рывок поводком.

Приучение собаки к движению рядом надо осуществлять с учетом ее индивидуальных особенностей. Для сильно возбудимых, смелых собак может быть применен строгий ошейник (парфос), к трусливым же подход должен быть другим: следует избегать применения строгого ошейника, который может только усилить пассивнооборонительную реакцию.

Навык движения собаки рядом с дрессировщиком считается выработанным, если она безотказно занимает правильное положение у левой ноги дрессировщика по первому сигналу и сохраняет это положение при разных темпах движения.

Возможные ошибки и нежелательные связи:

1. Неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей (рывок делается раньше команды "Рядом!"). В этом случае условный рефлекс на команду "Рядом!" не вырабатывается.

2. Применение чрезмерно сильных рывков, вырабатывающих у собаки трусость.

3. Неумелое пользование парфосом (дрессировка только с применением парфоса без обычного ошейника). В этом случае собака будет ходить рядом с дрессировщиком только при наличии на ней парфоса.

4. Постоянное натягивание поводка. Такое действие задерживает выработку условного рефлекса, собака все время будет тянуть поводок.

5. Частое повторение команды "Рядом!" без подкрепления рывком поводка.

4. Посадка собаки

В процессе всего курса дрессировки, а также во время тренировки и несения службы сидячее положение собаки является исходным для дальнейших действий. Поэтому необходимо выработать у собаки навык безотказно садиться по команде и жесту и оставаться в этом положении продолжительное время.

Условные раздражители: команда "Сидеть!" и жест - выбрасывание свободно вытянутой правой руки вперед снизу вверх немного выше линии плеча ладонью от себя.

Безусловные раздражители: легкий рывок поводком вверх и назад в сочетании с нажимом на область между поясницей и крупом, лакомство.

Навык вырабатывается на пассивно-оборонительной и пищевой реакциях.

Приучение собаки к посадке следует начинать на 5-6-й день занятий.

Методика и техника дрессировки

Посадка отрабатывается в основном контрастным методом, но не исключается применение и вкусопоощрительного метода.

Занятия по выработке первоначального условного рефлекса на команду "Сидеть!" проводятся в облегченных условиях. При контрастном методе упражнение строится так. Дрессировщик поворачивается к стоящей слева у его ноги собаке, берет поводок в правую руку в 10-15 см от ошейника, а левую руку ладонью вниз, большим пальцем к себе держит в готовности к нажиму. После этого подает команду "Сидеть!" и производит легкий рывок поводка вверх и назад, сочетая с нажимом на область между поясницей и крупом.

Как только собака села, дрессировщик повторяет команды "Сидеть!" и "Хорошо!" в ласковом тоне и, продолжая удерживать ее в сидячем положении, поглаживает и дает лакомство. Подержав собаку в этом положении 5-10 секунд, он предоставляет ей свободное состояние. Через 2-3 минуты упражнение повторяется вновь.

Первоначальный условный рефлекс можно считать выработанным, если собака по команде "Сидеть!" садится и остается в этом положении 10-15 секунд, а при отходе дрессировщика от нее на расстояние до двух шагов не срывается с места.

После этого вырабатывается рефлекс на жест и совершенствуется условный рефлекс на команду и жест до навыка с вводом различных усложнений.

Упражнения по выработке условного рефлекса на жест отрабатываются параллельно с укладкой. Собака находится в лежачем положении. Дрессировщик, повернув ошейник кольцом вниз, становится в двух шагах от собаки к ней лицом, берет поводок в левую руку и слегка натягивает его. Затем движением правой руки снизу вверх ударяет по поводку, одновременно произнося команду "Сидеть!".

Движение правой рукой приостанавливается на уровне головы. После секундной выдержки опускается со сгибанием в локте и подтягиванием кисти к себе.

Опустив правую руку, дрессировщик делает шаг вперед и дает лакомство, одновременно произнося "Хорошо!". После небольшой выдержки нужно добиваться правильного перехода собаки из лежачего положения в сидячее. Действие собаки считается правильным, если она, не смещая задние конечности, садится, подтягивая передние конечности под себя.

После выработки условного рефлекса на жест характер упражнений усложняется:

- увеличивается выдержка собаки в сидячем положении;

- увеличивается расстояние между дрессировщиком и собакой;

- собака сажается из различных положений, т. е. посадка отрабатывается в комплексе с другими общедисциплинарными приемами. Все эти упражнения отрабатываются параллельно по принципу от простого к сложному.

Для выработки у собаки выдержки дрессировщик, посадив собаку по команде или жесту, отходит от нее медленно, предупреждая ее срыв повторением команд "Сидеть!", "Хорошо!", "Сидеть!". Если собака срывается с места, дрессировщик произносит команду "Сидеть!" в угрожающей интонации и усаживает ее на прежнее место, воздействуя механическими раздражителями.

В первое время достаточно 15-20 секундной выдержки, после чего следует поощрить собаку лакомством и перейти к другим упражнениям (положить, послать за апортировочным предметом и др.).

Одновременно с выработкой выдержки увеличивается расстояние отхода дрессировщика от собаки. Отход от собаки производится вначале спиной вперед (лицом к собаке) для того, чтобы наблюдать за ней. В случае срыва собаки с места следует быстро возвратить ее на место, повторяя команду "Место!" в повышенной интонации, и посадить, применяя безусловные раздражители.

Впоследствии темп движения при отходе от собаки меняется. Собака сажается из лежачего, стоячего положения, отдельно на жест или команду, как на расстоянии, так и вблизи. Собака сажается при нахождении в свободном состоянии, при хождении рядом с неожиданными остановками, при подзыве к себе, перед собой и т. д.

В заключительный период дрессировки необходимо закрепить навык безотказной посадки на команду и жест из любого положения при наличии отвлекающих раздражителей.

В дальнейшем посадка применяется в процессе специальной дрессировки и совершенствуется до безотказности выполнения.

Навык считается выработанным, если собака безотказно садится по первому сигналу в любых условиях из любого положения на расстоянии до 25-30 м от дрессировщика с выдержкой не менее пяти минут.

Основные ошибки при отработке посадки:

1. Многократное повторение команды "Сидеть!" до воздействия безусловным раздражителем, в результате чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс.

2. Систематический подзыв собаки из сидячего положения или предоставление свободного состояния после небольшой выдержки, в результате чего собака срывается с места без разрешения.

3. Неправильный нажим левой рукой на область поясницы. В этом случае собака, как правило, не сразу садится, сопротивляется.

4. Нетребовательное отношение к собаке: дрессировщик не поправляет заваливание собакой крупа, подтягивание задних конечностей вперед (при посадке из лежачего положения).

5. Укладка собаки

Укладка необходима при несении службы в наряде с целью маскировки, а также при транспортировке на лошади с применением специально оборудованного седла.

Условные раздражители: команда "Лежать!" и жест - резкое опускание правой руки, вытянутой вперед, немного выше линии плеч.

Безусловные раздражители: нажим на холку собаки в сочетании с оттягиванием передних конечностей вперед, рывок поводком, лакомство.

Условный рефлекс вырабатывается на пассивно-оборонительной и пищевой реакциях. К укладке следует приступать после выработки условного рефлекса на команду "Сидеть!".

Методика и техника дрессировки

Собаку можно заставить ложиться одним из следующих способов:

а) "подсечкой" - обе передние ноги вытягиваются вперед легким ударом с заду наперед с одновременным нажатием на холку;

б) вытягиванием обеих конечностей с надавливанием на холку;

в) подергиванием за поводок вниз и вперед с надавливанием на холку,

г) применение лакомства: имея в правой руке лакомство, возбудить собаку и отвести руку с лакомством вперед и вниз, повторяя команду "Лежать!".

Последние два способа применяются при дрессировке собак, не дающих трогать (брать) за конечности, особенно чрезмерно злобных.

Первый способ применения такой. Посадив собаку у левой ноги, дрессировщик поворачивается к ней лицом и приседает или становится на левое колено. Назвав собаку по кличке, подает команду "Лежать!", а затем левой рукой нажимает на холку и одновременно правой рукой отводит передние конечности вперед. Как только собака легла, следует поощрить ее произнесением слова "Хорошо!", поглаживанием и дачей лакомства. Подержав собаку в лежачем положении 5-10 секунд, нужно дать ей лакомство и предоставить свободное состояние.

Если собака сразу же после укладки попытается встать, следует подать команду "Лежать!" строгим тоном и нажать на холку. После некоторого перерыва упражнение повторяется.

Если укладка производится с помощью поводка, то необходимо предварительно повернуть ошейник кольцом вниз.

На первых порах собака может завалить круп или допустить другие ошибки. Это не считается недочетом, так как вначале достаточно того, чтобы собака ложилась по команде. По мере выработки условного рефлекса требования к собаке повышаются: отрабатывается выдержка в положении укладки, увеличивается расстояние отхода дрессировщика от собаки и др.

После того как собака по первой команде "Лежать!" ложится и остается в этом положении до 15-20 секунд при отходе дрессировщика до двух шагов, можно перейти к выработке условного рефлекса на жест. Для этого необходимо посадить собаку, отойти от нее на полтора-два шага и повернуться к ней лицом. Левой рукой слегка натянуть поводок, затем вынести правую руку вперед и вверх на уровень головы и, опуская вытянутую праву руку вниз, ударить по поводку, произнося команду "Лежать!", и заставить собаку лечь.

При этом дрессировщик должен наклониться вперед для того, чтобы сделать рывок поводком вниз. Как только собака легла, ей дать лакомство в сочетании с командой "Хорошо!" и погладить. После некоторой выдержки можно переходить к другим упражнениям.

Параллельно с выработкой условного рефлекса на жест вводятся усложнения:

а) увеличение выдержки собаки в лежачем положении до двух-трех минут;

б) увеличение расстояния между дрессировщиком и собакой;

в) укладка собаки с различных положений.

Принцип последовательности усложнений такой же, как и при посадке, но особое внимание в этот период обращается на правильное положение корпуса собаки.

После выдержки собаке обязательно дается лакомство. Надо добиться, чтобы собака при выполнении различных последовательных действий не сходила с первоначального места и всегда занимала правильное положение.

Управление собакой на расстоянии осуществляется отдельно по жесту и по команде.

В заключительном периоде дрессировки отрабатываются упражнения с последовательным вводом отвлекающих раздражителей и закрепляются навыки безотказного выполнения действий без поводка.

Навык считается выработанным, если собака ложится безотказно по первому сигналу на расстоянии 25-30 м в сложных условиях окружающей среды, с выдержкой в лежачем положении не менее пяти минут.

При отработке укладки возможны в основном те же ошибки, что и при посадке.

6. Приучение собаки к стоянию

Стояние собаки необходимо при выводке, чистке, надевании на нее специального снаряжения, а также для правильной оценки экстерьера.

Условные раздражители: команда "Стоять!" и жест -выбрасывание левой руки ладонью вверх на уровень плеча.

Безусловные раздражители: воздействие левой рукой на живот собаки, подтягивание за поводок, лакомство и поглаживание.

Навык вырабатывается на пассивно-оборонительной и пищевой реакциях.

Приучение собаки к стоянию следует начинать после выработки условных рефлексов по команде "Сидеть!", "Лежать!" и отрабатывать в комплексе с другими приемами общей дрессировки.

Методика и техника дрессировки

Прежде всего нужно выработать условный рефлекс на команду "Стоять!" в облегченных условиях окружающей среды.

Навык вырабатывается контрастным методом в такой последовательности.

Дрессировщик, находясь с правой стороны сидящей собаки, подает команду "Стоять!" и через 1-2 секунды правой рукой делает рывок поводка вперед (по отношению к собаке), одновременно левой рукой приподнимает собаку, воздействуя на область живота. Как только собака встала, дрессировщик одобряет ее поглаживанием, повторяя команды "Стоять!", "Хорошо!" и дает лакомство.

 

При попытке собаки сесть дрессировщик переносит левую руку под живот и поддерживает собаку в стоячем положении, повторяя команду "Стоять!".

После 5-10-секундной выдержки собака выгуливается. Параллельно с выработкой условного рефлекса на команду "Стоять!" отрабатывается и выдержка в присутствии дрессировщика.

Когда по команде "Стоять!" собака встает и остается в этом положении до 15-20 секунд, следует переходить к выработке условного рефлекса на жест и к усложнению условий упражнения.

С целью выработки условного рефлекса на жест, посадив собаку на расстоянии одного шага от себя, сделать левой ногой шаг вперед (к собаке), одновременно левой рукой движением снизу вверх приподнять и поставить собаку. В момент легкого воздействия и приподнимания собаки левой рукой подать команду "Стоять!". Как только собака встала, следует поощрить ее лакомством и поглаживанием. Как правило, одновременно с воздействием левой рукой делается легкий рывок поводком вперед.

Выдержка собаки с отходом дрессировщика от нее отрабатывается так же, как при посадке и укладке. Только надо обратить внимание на то, что при стоянии собака часто срывается к дрессировщику. Чтобы избежать этого, следует расстояние отхода от собаки увеличить постепенно.

В дальнейшем необходимо добиваться стояния собаки с любого положения, а также останавливать ее по команде или жесту при движении на буме, лестнице и т. д.

Надо поправлять различные ошибки в стойке собаки. Правильной считается стойка, когда собака ровно и прямо держит передние и задние конечности, хорошо растягивает туловище и нормально держит голову.

Навык стояния считается выработанным, если собака четко работает по команде и жесту дрессировщика в любых условиях окружающей среды, правильно растягивает туловище и остается в стоячем положении не менее пяти минут.

Наиболее часто допускаемые ошибки:

1. Чрезмерное давление левой рукой на живот собаки или удар по животу, вызывающие проявления защитнооборонительной реакции (попытки садиться или ложиться при виде руки).

2. Сильный рывок поводком, заставляющим собаку не только вставать, но и сходить с места, а также затрудняющий выработку выдержки.

3. Частые подзывы собаки из стоячего положения, ведущие к ослаблению выдержки.

7. Вызов лая (голоса) у собаки

Лаем собака должна оповещать о приближении посторонних лиц при караульной службе, при обнаружении тяжелых, подвешенных вещей или укрывшегося человека в недоступном для собаки месте (при обыске местности, помещений и работе по следу).

Условные раздражители: команда "Голос!" и жест- помахивание правой рукой, поднятой на уровень плеча ладонью вперед и согнутой в локте. Иногда применяют пощелкивание пальцами.

Безусловные раздражители: лакомство, апортировочный предмет, помощник.

У собаки лай можно вызвать на базе пищевой, ориентировочной и активно-оборонительной реакции. Приучение собаки к проявлению лая по сигналу дрессировщика начинают после выработки прочных условных рефлексов посадки, укладки и апортировки.

Методика и техника дрессировки

В данном случае условные рефлексы на команду и жест, как правило, вырабатываются одновременно (параллельно).

Необходимо иметь в виду, что обычно собака лает в состоянии общего возбуждения. Это общее возбуждение может быть вызвано самыми разнообразными раздражителями.

Лай можно вызвать:

а) на пищу (лакомство);

б) на помощника;

в) на апортировочный предмет и на другие раздражители.

Применение того или иного метода дрессировки зависит от того, на какие раздражители собака сильнее реагирует и возбуждается.

Вызов лая на пищу (лакомство)

Посадив собаку перед собой, дрессировщик опускает поводок на землю и наступает на него ногой так, чтобы можно было ограничить подпрыгивание собаки.

Затем он берет в правую руку кусочек мяса и, помахивая им перед собакой, возбуждает ее до проявления лая, одновременно произнося команду "Голос!".

В начале собака, естественно, пытается схватить мясо, но поскольку она не может его достать, возбуждается и лает. Как только собака залает, следует дать ей лакомство и погладить. Этот метод дает результаты при наличии хорошей взаимосвязи дрессировщика с собакой, особенно при дрессировке собак, у которых преобладает пищевая реакция. Для быстроты выработки условного рефлекса можно использовать процесс кормления собаки. Принеся кормушку с пищей, дрессировщик ставит ее так, чтобы собака не могла достать пищу. Собака возбуждается и начинает прыгать, визжать или лаять. В этот момент дрессировщик произносит команду "Голос!" и, как только собака активно залает, дает пищу, сочетая с командами "Хорошо!", "Голос!", "Хорошо!".

Вызов лая на помощника

Собака привязывается или удерживается на поводке. Помощник, медленно приближаясь к собаке, своими движениями вызывает у нее возбуждение, сопровождающееся лаем. В этот момент дрессировщик произносит команду "Голос!" и, когда собака залает, поощряет ее лакомством и произнесением команды "Хорошо!". В дальнейшем лай вызывается только по команде и жесту.

Вызов лая на апортировочный предмет

У многих собак, заинтересованных в апортировке, условный рефлекс на команду "Голос!" может быть выработан путем возбуждения их на апортировочный предмет, поднятый так, чтобы собака не могла его достать. Стремясь достать предмет, собака возбуждается и начинает лаять. В момент дразнения предметом дрессировщик произносит команду "Голос!", "Голос!". Как только собака залает, дрессировщик дает ей апортировочный предмет и поглаживает. Затем забирает предмет и дает лакомство.

При отработке первоначальных упражнений вызова лая дрессировщик обязан давать лакомство даже при попытке собаки к проявлению лая. Когда у собаки выработается условный рефлекс на команду и жест, лакомство дается реже, собака поощряется командой "Хорошо!" и поглаживанием.

Выработав у собаки условный рефлекс проявления лая на команду и жест, следует перейти к отработке упражнений по закреплению условного рефлекса на команду и жест до навыка в усложненных условиях, в комплексе с другими приемами общей дрессировки. С этой целью:

а) увеличивается расстояние между дрессировщиком и собакой;

б) лай вызывается при нахождении собаки в различных положениях;

в) навык закрепляется отдельно на команду и жест. Упражнения по отходу от собаки и вызову лая с разных положений (лежа, сидя, стоя) отрабатываются параллельно с другими приемами путем последовательного ввода усложнений.

В заключительный период дрессировки вызов лая отрабатывается в комплексе со специальной дрессировкой. Это необходимо для того, чтобы собака давала знать дрессировщику об обнаружении человека, тяжелых и подвешенных вещей даже в тех случаях, когда дрессировщик не видит ни собаку, ни человека (в лесу, кустах, помещении). Навык проявления лая в таких случаях вырабатывается следующим образом.

Помощник периодически укрывается в местах, недоступных для собаки (на дереве, за высоким препятствием и т. д.). При обнаружении укрывшегося помощника дрессировщик вызывает лай у собаки на команду или жест. Если собака не лает, то помощник своими действиями возбуждает ее до проявления лая.

При повторении подобных упражнений у собаки образуется навык самостоятельного облаивания укрывшегося помощника. Дрессировщику надо учесть, что при систематических и частых упражнениях с подвешиванием вещи и укрытием помощника на деревьях у собаки вырабатывается навык работы только с помощью зрения (на зрительную связь), и она начинает работать "верхним" чутьем.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика громко лает и самостоятельно облаивает обнаруженный предмет или помощника в недоступных для нее местах.

Возможные ошибки и нежелательные связи:

1. Увеличение вызовов лая, в результате чего собака привыкает лаять во всех случаях сильного возбуждения. Этим она может демаскировать местонахождение служебного наряда.

2. Вызов лая при нахождении собаки только в одном помещении, в результате чего она не проявляет лая в другом помещении.

3. Попытка вызвать у собаки лай сильным рывком поводка или ударами хлыста. В этом случае собака становится трусливой.

8. Приостановка нежелательных действий собаки

Во время дрессировки и использования собак на службе под влиянием всевозможных раздражителей собаки могут совершать различные действия, нежелательные для дрессировщика: стремление догнать убегающего зверя, проявление лая на службе и др.

Для того чтобы своевременно можно было пресечь подобные действия собаки, нужно выработать у нее условный рефлекс немедленного прекращения нежелательных действий по первому сигналу дрессировщика.

Условный раздражитель: команда "Фу!", подаваемая в угрожающей интонации.

Безусловные раздражители: сильный рывок поводком, воздействие строгим ошейником, удар хлыстом (прутом).

Под воздействием раздражителей, применяемых дрессировщиком, должны затормаживаться врожденные инстинктивные реакции собаки, проявляющиеся на внешние раздражители. Поэтому навык вырабатывается на оборонительной реакции в пассивной форме.

Приучение собаки к прекращению нежелательных действий можно начинать только после установления прочного контакта дрессировщика с собакой.

Методика и техника дрессировки

Первоначально у собаки вырабатывается условный рефлекс на команду "фу!" при незначительном количестве отвлекающих раздражителей.

Для этого дрессировщик подбирает участок с наличием таких раздражителей, на которые собака чаще всего реагирует. Берет собаку на короткий поводок, предоставляет ей свободное состояние и постепенно приближается раздражителям, ведя наблюдение за ее поведением. При попытке собаки наброситься на отвлекающий раздражитель дрессировщик произносит команду "фу!" в угрожающей интонации и делает сильный рывок поводком. Сила применяемых раздражителей должна соответствовать особенностям собаки.

Как только собака прекратит нежелательные действия, дрессировщик одобряет собаку, дает ей лакомство и продолжает ее выгуливать. На каждом занятии упражнение повторяется 2-3 раза.

Приостановку нежелательных действий необходимо чередовать с отработкой других упражнений.

По мере образования условного рефлекса на команду "Фу!" занятия проводятся в более сложных условиях, при наличии самых разнообразных отвлекающих раздражителей (вблизи проезжих дорог, на окраинах населенных пунктов, на местности, имеющей запахи пищи и т. п.).

В этот период дрессировка проводится на длинном поводке. К работе без поводка можно переходить лишь после того, как собака будет приучена к прекращению нежелательных действий по команде "фу!" на длинном поводке.

При дрессировке собак, слабо реагирующих на рывки поводка, рекомендуется применять строгий ошейник.

Навык считается выработанным, если собака не отвлекается на посторонние раздражители и прекращает нежелательные действия по первой команде дрессировщика.

Возможные ошибки и нежелательные связи:

1. Чрезмерно частое подкрепление команды "фу!" сильными болевыми раздражителями (злоупотребление строгим ошейником, ударами хлыста), вызывающее у собаки состояние общего торможения и угнетения.

2. Частое применение команды "фу!" без подкрепления безусловными раздражителями, ослабляющее силу действия этой команды на собаку (команда "фу!" становится безразличным для собаки звуковым сигналом).

3. Неуместное использование команды "Фу!", а именно применение ее взамен какой-либо основной команды в угрожающей интонации.

9. Приучение собаки к возвращению на место

Задача - выработать у собаки навык возвращаться по команде или жесту на место, обозначенное каким-либо предметом и находиться там до последующей команды. Этот навык способствует лучшему приучению собаки к охране вещи.

Условные раздражители: команда "Место!" и жест -выбрасывание правой руки вперед ладонью вниз в направлении того места, на которое должна вернуться собака.

Безусловные раздражители: легкие рывки поводком и лакомство. Навык вырабатывается на пассивно-оборонительной и пищевой реакциях.

Приучение собаки к возвращению на место рекомендуется начинать после отработки подзыва и посадки.

Методика и техника дрессировки

Занятия по выработке первоначального условного рефлекса на команду "Место!" проводятся в облегченных условиях. Положив в определенном месте какой-либо предмет, хорошо известный собаке (сумку, головни убор, перчатку), дрессировщик подводит ее к положенному предмету и, подав команду "Место!", "Сидеть!", отходит на 5-7 м и подзывает собаку. После подхода поощряет ее лакомством, затем пристегивает поводок, подает команду "Место!", отводит и усаживает собаку на прежнее место.

Если собака пытается идти в сторону или отвлекается, дрессировщик повторяет команду, сопровождая ее легкими рывками поводка в сторону лежащего предмета.

На очередных занятиях, посылая собаку по команде и жесту на место, дрессировщик подходит только для ее поощрения.

В дальнейшем дрессировщик вырабатывает у собаки выдержку, для чего, усадив у предмета, прячется за укрытие и наблюдает за ней. В случае ухода собаки с места подает команду "Место!" в угрожающей интонации, если нужно, подбегает и возвращает ее на место, воздействуя рывками поводка.

Одновременно с выработкой выдержки увеличивается и расстояние отхода дрессировщика от собаки.

В заключительный период дрессировки необходимо закрепить навык безотказного движения на указание место по команде и жесту из любого положения при наличии отвлекающих раздражителей.

Навык считается выработанным, если собака безотказно возвращается на место и садится по первому сигналу в любых условиях и с любого положения на расстоянии до 30-50 м от дрессировщика, и имеет выдержку до подхода дрессировщика.

Возможные ошибки и нежелательные связи:

1. Отработка первоначальных упражнений при наличии отвлекающих раздражителей.

2. Использование апортировочного предмета для обозначения места, приводящее к стремлению собаки взять предмет и принести его дрессировщику.

10. Приучение собаки к преодолению различных препятствий

Преодоление препятствий способствует физическому развитию собаки, воспитывает у нее ловкость, смелость, координацию движений. Навыки преодоления всевозможных препятствий нужны для успешного выполнения задач по службе.

Условные раздражители: команда "Вперед!" и жест - выбрасывание правой руки в направлении препятствия.

Безусловные раздражители: лакомство, подтягивание поводком и другие воздействия дрессировщика.

Чтобы заставить преодолеть препятствия, используют основные инстинктивные реакции: пассивно-оборонительную, активно-оборонительную, пищевую.

Приучение собаки к преодолению препятствий начинается после выработки условных рефлексов на команды "Ко мне!", "Сидеть!".

Приучая собаку к преодолению препятствий, необходимо соблюдать следующие условия и правила.

Дрессировку проводить на специальной учебной площадке, оборудованной различными препятствиями (барьеры, лестницы, бумы и рвы). Впоследствии в качестве препятствий следует использовать также всевозможные изгороди, заборы, канавы, встречающиеся в ходе полевых занятий.

Занятия надо начинать с наиболее легких упражнений. Так, сначала необходимо приучить собаку преодолевать невысокий барьер (до 60-70 см), узкую канаву (до 1 м) и усложнять условия с учетом физического состояния, степени подготовленности собаки.

Во избежание выработки нежелательных связей следует чаще пускать собаку на преодоление препятствий с разных сторон.

При преодолении препятствий нельзя допускать причинения собаке боли. После каждого преодоления препятствий собаку надо поощрять. Занятия, связанны прыжками, нельзя проводить сразу же после кормления собаки.

Приучение к преодолению любого препятствия в первые дни занятий нужно начинать с ознакомления ее с препятствием путем выгуливания возле него.

Методика и техника дрессировки

а. Приучение собаки к преодолению барьера.

Для этого используют барьер с предельной высотой 2 м, шириной 2,5 м, достаточно устойчивый и прочный. С обеих сторон барьера почва должна быть взрыхленной. Доски барьера должны быть съемными. Барьеры могут быть и переносными.

Первоначальные упражнения следует отрабатывать при высоте барьера не более 60-70 см.

Условный рефлекс можно выработать нескольким способами.

Первый способ. Перепрыгивание дрессировщика через барьер вместе с собакой. Дрессировщик, находясь на удалении пяти-шести метров от барьера, держит собаку с левой стороны на коротком поводке. Затем бежит к препятствию и перепрыгивает через него, увлекая собаку за собой. В момент прыжка произносит команду "Вперед!". Как только собака преодолела препятствие, поглаживает ее и дает лакомство.

Такое упражнение повторяется несколько раз. В дальнейшем дрессировщик не перепрыгивает через барьер, а только подбегает с собакой к барьеру и, подав команду "Вперед!", заставляет собаку совершить прыжок. Сам быстро переходит на другую сторону барьера и поощряет собаку.

Второй способ. Дрессировщик, держа собаку на длинном поводке, сажает ее в 2-3 м перед препятствием, перекидывает конец поводка через барьер и сам переходит на противоположную сторону.

Затем по команде "Ко мне!" подзывает собаку, помогая поводком. В момент ее прыжка подает команду "Вперед!", а после прыжка поощряет ее лакомством и выгуливанием.

Изложенные способы являются основными и наиболее распространенными в практике дрессировки собак. Если не удается заставить собаку преодолеть барьер этими способами, можно применить другие.

Третий способ. Хорошо прыгающих собак заставляют прыгать через барьер по очереди. Вслед за ними пускают собаку, которую надо обучать прыжкам. Иногда такой способ дает положительные результаты.

Если собака по команде "Вперед!" смело и самостоятельно перепрыгивает барьер, условия дрессировки усложняются:

а) постепенно увеличивается высота барьера;

б) вырабатывается выдержка перед прыжком;

в) собаку приучают к прыжкам через различные препятствия (кусты, штакетник и др.).

Высоту барьера следует увеличивать на 10-15 см через каждые 3-4 занятия. При увеличении высоты барьера у некоторых собак наступает боязнь прыжка. В этом случае дрессировщик должен помочь собаке во время прыжка легким натягиванием поводка в сторону барьера. Но помощь поводком должна быть умелой, не причинять собаке боли, которая может вызвать полный отказ от прыжков.

Помощь собаке можно оказать и другим способом. Дрессировщик в момент неудачного прыжка собаки поддерживает ее на барьере, не давая упасть, и одновременно приподнимает ее настолько, чтобы она не могла зацепиться передними лапами за верхнюю доску барьера. В это время он произносит команду "Вперед!".

Во всех случаях удачного прыжка собаки дрессировщик переходит на другую сторону барьера и поощряет ее. В случае отказа собаки от прыжка дрессировщик должен установить причины отказа. Если собаку пугает высота барьера, ее следует уменьшить. Если же собака больна или переутомлена предыдущими упражнениями, то посылать собаку на барьер нельзя, необходимо предоставить ей отдых.

Приучая собаку к смелости и безотказному прыжку через барьер, надо выработать у нее выдержку перед прыжком. Для этого, посадив собаку в трех-четырех метрах от барьера, дрессировщик становится на шаг вправо и впереди собаки, сдерживая ее командой "Сидеть!". При попытке собаки броситься к барьеру дрессировщик повторяет команду "Сидеть!" и делает рывок поводком. После небольшой выдержки, примерно в 10-15 секунд, он посылает ее на преодоление препятствий по команде и жесту.

Нельзя заставлять собаку прыгать через препятствие выше двух метров, так как в условиях практического применения собак такая необходимость встречается очень редко.

Нельзя заставлять прыгать собаку с очень близкого расстояния (менее 3-4 м), так как собака без разгона может не перепрыгнуть барьера. Такие случаи вызывают у собаки боязнь высоты барьера и отказ от прыжка.

По мере увеличения высоты барьера надо переходить к работе без поводка. При высоком барьере поводок мешает прыжку собаки, может причинить ей боль.

В заключительном периоде дрессировки наряду с закреплением навыка собаки в преодолении стандартных барьеров следует добиваться безотказности преодоления различных препятствий при работе по следу, обыске местности.

Навык преодоления барьеров считается выработанным, если собака по первой команде или жесту безотказно преодолевает различные препятствия высотою до двух метров.

Возможные ошибки и нежелательные связи:

1. Увеличение высоты барьера без учета физических возможностей и степени подготовленности собаки, вызывающее отказ от прыжка через препятствие.

2. Очень частые упражнения по преодолению барьера, вызывающие утомление собаки и отказ от прыжка через препятствие.

3. Пуск собаки на преодоление препятствий с одной и той же стороны и в одинаковой последовательности, вырабатывающий отрицательный динамический стереотип.

б. Приучение собаки к движению по лестнице Движение по лестнице отрабатывается параллельно с упражнениями по определению друг

Поделись с друзьями:





Другие статьи